tiistai 30. maaliskuuta 2010

Татьяна МАСС: "стыдно быть националистом"


Интервью с Татьяной Масс будет опубликовано как статья в газете ”Финляндский Торговый путь” на финском языке в апреле.

Как говорит Татьяна:

Я живу во Франции уже 10 лет. После окончания факультета журналистики МГУ им Ломоносова в 1990 году я вышла замуж за латвийского художника и уехала в Ригу, где работала в республиканской газете и на радио БиБиСи. Я много писала о латышской истории, о репрессиях советской власти против латышского населения в 1940-е годы . Я чувствовала, что как русская журналистка я должна рассказать своим соотечественникам о трагедии Латвии. Для чего? Для того, чтобы осознав и простив друг друга, мы начали вместе жить в новой свободной республике Лавтия. Но оказалось, что это всего лишь мечта. После полного выхода из СССР вместо радости освобождения в Латвии начались репрессии против русскоязычного населения. МНЕ пришлось делать тяжелые репортажи о том, как выселяют из заводских бараков семьи русских рабочих. Или о том, как русским диабетикам не выдают в аптеках инсулин, объясняя это тем, что инсулин выдается только гражданам Латвии. Закон же о гражданстве лишал русскоязычных жителей Латвии шанса на получение гражданства. И сегодня Латвия печально известна в Евросоюзе политикой национализма- почти полумиллионная русскоязычная диаспора в этой стране не имеет никакого гражданства”.

Сегодня Латвия

Все это было причиной для моего отъезда из Латвии. Тяжело было жить в стране, где все пропитано ненавистью к русским. Где ежегодно в марте выходят старые ЭСЭСовцы на свои демонстрации. Тяжело даже самим латышам, как сегодня становится понятно. Из всех трех прибалтийских республик только Литва не пошла по пути нагнетания национальной мести, и сегодня именно эта республика из всех трех самая благополучная даже в материальном аспекте”.

ЗОЛОТОЕ ПЕРО 2008

Во Франции я также работаю журналисткой. Являюсь членом ассоциации русско французских журналистов. Я щучу, что умею только писать статьи и книги. Сначала писала статьи для многих русских изданий в Европе. Сегодня работаю для старейшей эмигрантской газеты «Русская мысль» . В 2008 году получила приз международного конкурса для русскоязычных журналистов ЗОЛОТОЕ ПЕРО 2008. Мои книги изданы в США и России. Одна из низ «ГОРОД ЖЕНЩИН» рассказывает об опыте эмиграции глазами женщины”.

В интервью французской газете «ЛЕ ПРОГРЕСС», которая назвала меня «писателем русской эмиграции» я сказала, что в мире капиталистических отношений человеку так же тяжело остаться человеком, как и при коммунизме. Потому что человеческая личность - субстанция более тонкая , чем любая общественная система.

Во Франции правильное отношение к культурам разных народов

"Во Франции очень правильное отношение к культурам разных народов. Я бы сказала, что французы осознали, что нет разных культур, есть одна общая культура, проявляемая в разных формах. И поэтому здесь очень популярны разные культурные ассоциации. Для их существования и развития еще в 1901 году был принят государственный закон, который действует и сегодня. И поэтому сегодня во многих городах Франции существуют русские ассоциации, например в Марселе, где почти каждую осень проходят фестивали русского театра. Или Центр Русской культуры в ПАРИЖЕ, который проводит массу интересных мероприятий".

Франко- русские пары

"Во Франции родители в биланговых семьях стараются сохранить этот природный дар для своих детей- два языка. Ведь доказано, что дети биланги гораздо смышленнее и развитее своих сверстников. ПО научным данным, у таких малышей мозг работает на 17 процентов эффективнее, кроме того, у них необычайно развиты способности к ассоциативному творчеству. Поэтому все мои знакомые смешанные франко- русские пары пристраивают своих малышей в детские группы по изучению русского языка- ТЕРЕМОК, СОЛНЫШКО, РУССКАЯ ШКОЛА".

"С получением информации из России нет сегодня проблем- интернет, ТВ и русские печатные издания. Можно сказать,что многие русские во Франции живут Россией и ее событиями. Потому что, даже полюбив Францию, невозможно забыть свою родину и перестать переживать за наш народ".

"Одна моя знакомая француженка, журналистка, съездив в Россию сказала, что без русских было бы скучно жить на свете. Я думаю, что, если бы исчезла хоть одна нация с лица Земли, всему человечеству стало бы чего то не хватать. Мы дети одной планеты. Всем людям нужна радость и любовь".

Франция – это такая страна, в которой стыдно быть националистом

"Франция – это такая страна, в которой стыдно быть националистом. Национализм здесь считается позором, его стыдно выражать или показывать. Я думаю, что в этом аспекте виден уже тот уровень развития общества, в котором четко проявляются общехристианские ценности.Унижать человека по расовому или религиозному признаку- я не могу этого представить во Франции!"

"Многокультурье здесь проявляется очень своеобразно: гордостью французов в случае примешивания другой нации в историю их семьи. Считается, что это смешение кровей- некий залог обогащенного генофонда рода. Например, мой знакомый архитектор с гордостью всем говорит, что его прапрабабушка была китаянкой. В доказательство он показывает фото своих племянников у которых, действительно, раскосые глаза. Я тоже по примеру французов стала гордиться тем, что моя бабушка была угро-финкой. /наша семья родом из Вологодской области/."

"Я встречала здесь пару раз случаи бытового национализма только со стороны африканцев- например, темнокожая продавщица,заметив в очереди темнокожую покупательницу, пропускает ее без очереди. Но это очень смешно смотрится со стороны. И французы с юмором к этому умеют относится."

Российская государственная политика

"По поводу российской государственной политики русские во Франции спорят постоянно. Кто- то является сторонником власти, кто то критикует. Равнодушных нет. Я считаю, что критиковать всегда легче, чем делать дело. И не разделяю критиканских мнения. Критические отношение западных СМИ к России мне известно. У некоторых западных СМИ осталась старая настороженность, как будто Россия это еще СССР. Как хорошо сказал Горбачев, обращаясь к ЗАПАДУ: «Мы разрушили стену, а вы уберите обломки». Мир меняется и нужно принимать это, чтобы не остаться в своих ограниченных рамках. Опыт показывает, что такие открытые жизни СМИ имеют более высокие рейтинги, чем консервативные издания."

"Иногда я даже спорю с французскими коллегами. Например, во время Юго-Осетинской войны 8.08.2008, когда французские каналы показывали информационные блоки CNN- в которых содержалась откровенная дезинформация по поводу истинного виновника начала войны, я звонила на ТВ, в редакцию ЛЕ МОНД и доказывала, что это неправда, что это фальшивка. КАК потом и оказалось . Некоторые редакции потом, когда выяснилась вся правда об этой войне, сочли своим долгом извиниться перед зрителями."

Православных церквей во Франции

"Православных церквей во Франции мало. Я добираюсь до своего прихода почти час, и считаю еще, что мне повезло, потому что есть люди которые едут за 150 км каждое воскресенье в церковь. Интересно, что все больше французов приходит сегодня в православие. Наш священник- протоиерей Мишель де Кастельбажак, член очень знаменитого аристократического рода во Франции, пришел в православную церковь 60 лет назад. И сегодня его дети стали продолжателями служения: сын стал священником, дочь приняла монашество в греческом монастыре. Я реально вижу, что в церкви становятся неважны наши национальности- как будто сбываются слова Христа: « Нет ни эллина, ни иудея». Иногда тоскуя по России я вспоминаю свою церковь здесь, нашего священника француза, и понимаю, как мне повезло найти это место и этих людей. Говорю это без сентиментальности: Слава Богу за все!"

Вебсайт: Юха Молaри http://personal.inet.fi/business/molari/