sunnuntai 27. syyskuuta 2009

Пресс-релиз

Пресс-релиз: Церковный следователь Йорма Бак выразил свое восхищение действиями Про-Карелии, выступив с докладом против приходского настоятеля Юхи Молари на заседании духовного капитула
г. Эспоо 16.сентября 2009 года



Следователь духовного капитула епархии г. Эспоо Йорма Бак подготовил объяснительный доклад о возможном «недостойном сана поведении» священника Юхи Молари. Доклад был публично зачитан на заседании капитула 16 сентября 2009 года (номер дела 2009-00205, номер протокола 215/2009). Выводы расследования грозят настоятелю Молари лишением должности или другим серьезным наказанием. Под «недостойным сана поведением» следователь Бак подразумевает тот факт, что священник Молари, во-первых, позволяет себе открыто отзываться о России и русских с одобрением и поддержкой, а во-вторых, столь же открыто критикует организацию Про-Карелия за неприкрытый реваншизм и русофобию. Духовный капитул Эспоо обязал настоятеля ответить на обвинения до 9 октября 2009 года. Между тем главным принципом законности в отношении себя и других Юха Молари считает открытость и гласность, именно поэтому он уже не раз заявлял о своем праве на противоположную точку зрения и собственную оценку всех событий, которые будут изложены ниже. Кроме того, по мнению священника, публичное обсуждение происходящего поможет усилить общественный интерес к действиям финских национал-политических движений, деятельность которых в Финляндии практически полностью замалчивается!

Следствие духовного капитула епархии г. Эспоо началось с того момента, когда на Юху Молари были поданы две официальные жалобы. Обвинения активистов Про-Карелии, Кари Сильвеннойнена и Вейкко Сакси (который вдобавок является главным редактором организации) последовали одна за другой, - 22 и 23 апреля 2009 года. Чуть раньше в духовный капитул с клеветническими претензиями в адрес священника пришли два письма, подписанные Хеленой Хюотю и Матти Метсялампи. В отличие от про-карельцев, эти авторы то ли забыли, то ли не сообразили оформить свое возмущение надлежащим образом, так что их письма остались лежать в архивах епархии как образец современных пасквилей и кляуз.

СЛЕДОВАТЕЛЬ ЦЕРКВИ ЗАЩИЩАЕТ ПРО-КАРЕЛИЮ


Молари считает, что объяснительному докладу, составленному следователем, явно недостает обоснованности и компетентности, несмотря на юридическое образование его автора. Защищая реваншистов, следователь Бак тем самым поддерживает их требования по возвращению Карелии Финляндии. По его словам, Про-Карелия является законной организацией, умеющей вести деловой диалог с другими лицами, соблюдая все правила «хорошего тона». С другой стороны, настоятель Молари в докладе Бака предстает одержимым манией преследования субъектом, устремившим свои подозрения как лично на руководителей Про-Карелии, так и на деятельность организации в целом. Таким образом, критика священника якобы совершенно беспочвенна и необоснованна.

Здесь, на наш взгляд, будет нелишним вспомнить о широко известной в России и Германии истории о совершенно неожиданной заявке на проведение геологической разведки и разработку шельфа Финского залива, которую активисты Про-Карелии внезапно подали в министерство труда и экономики Финляндии (то ли с целью добычи полезных ископаемых со дна моря, то ли с целью срыва газпромовского проекта «Норд-Стрим», осуществление которого предполагает газопровод, идущий по дну моря из Выборга в Германию). В заявке Про-Карелия не кривя душой пообещала отказаться своего прожекта в том случае, если российское правительство вновь сядет за стол переговоров и наконец-то отдаст Карельскую область в полное и безраздельное владение Финляндии. И ни о каких денежных компенсациях от России в данном случае и речи быть не может!

И если в прибыльности Про-Карельских бизнес-планов можно усомниться, то их неподкупность и бескорыстие никаких сомнений не вызывает, поскольку финские власти официально подтвердили, что ни Россия, ни Газпром платить ничего никому не обязаны, поскольку воспрепятствовать утверждению газопровода «Норд-Стрим» вряд ли удастся. Получается, что заявка Про-Карелии была изначально шулерским ходом, впрочем, обычным среди действий реваншистов. Вейкко Сакси неоднократно писал о том, что газопровод представляет собой военную угрозу для Финляндии. Адвокат Кари Сильвеннойнен также неутомимо напоминает официальным инстанциям о своем существовании. В качестве юриста Про-Карелии Сильвеннойнен затеял в России судебную тяжбу, требуя передачи в финскую собственность ряда карельских лесных массивов и жилых строений, которые были покинуты их владельцами в послевоенное время. Более того, реваншистами была развернута активная кампания по официальному снятию приговоров с лиц, осужденных за преступления, совершенные в ходе Второй мировой войны. Однако, по мнению следователя кафедрального капитула Йормы Бака, такие действия являются оправданными и заслуживают одобрения и поощрения. Между тем в апреле 2009 года хельсинский апелляционный суд удовлетворил иск настоятеля Молари по поводу профессиональной небрежности адвоката Сильвеннойнена. Видимо, решение суда и толкнуло Сильвеннойнена и Про-Карелию на путь отмщения.

Основное место в критических выпадах Бака отводится тому факту, что строптивый настоятель нарушает устоявшийся конформизм и симпатизирует России больше, чем это ”положено” в Финляндии. Следователь называет отзывы Молари о России ” восторженными и идеализированными”. Критикуя священника, Бак пишет о том, что точка зрения Молари представляет собой ”необъективное восхищение Россией и русскими, которое не соответствует официальной исторической концепции и совершенно противоречит общепринятым взглядам на новейшую историю взаимоотношений с Россией, Эстонией и другими странами Балтии”. Из рассуждений следователя, тем не менее, не становится ясно, в чем же заключается суть упомянутой выше традиционной исторической концепции и официально-правовых связей с Россией и Эстонией. Во всяком случае, до сегодняшнего дня установки Про-Карелии и других национал-патриотов не считались «официальной исторической концепцией» Финляндии, хотя враждебное отношение к России за последние несколько лет, к сожалению, явно усилилось. К счастью, правительство Финляндии не теряет здравомыслия, в большинстве случаев осуждая выходки про-карельцев. Финские политики в целом также не поддерживают антироссийские настроения, популярные в Балтийском регионе, однако их вежливый нейтралитет зачастую перерастает в обычное замалчивание тех связанных с Россией конфликтов, которые регулярно происходят в Прибалтике.

Следователь Бак критикует Юху Молари, - доктора теологии и экономиста, - за то, что его ”интересы не ограничиваются интересами прихода”, насчитывающего немногим более 2000 человек. Бак упрекает настоятеля в том, что тот пишет и печатает статьи на темы международных отношений и ведет собственный блог. Бак не понимает, зачем священнику понадобилось писать статью о беспорядках в Иране и консультироваться по этому поводу с известным московским экспертом по международным отношениям Виктором Манойло. Бак считает, что Юхе Молари было совершенно незачем соглашаться и давать интервью государственному телеканалу Финляндии именно в то время, когда в Хельсинки приезжал Владимир Путин. Бак думает, что мнение финского священника относительно конфликта, разгоревшегося вокруг похищения пятилетнего Антона Салонена, никак не должно совпадать с мнением премьер-министра России, которое тот высказал на пресс-конференции в Финляндии. Однако самым непристойным и недостойным сана настоятеля выражением симпатий к России в глазах Бака стала прочитанная Молари три года назад проповедь, в которой он посмел сослаться на роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Священник вспомнил тот момент, когда совершивший преступление Раскольников соглашается на просьбы Сони покаяться и постепенно обретает подлинную веру, хотя окружающие презирают и сторонятся его, считая безбожником. (Заинтересованные могут прочитать крамольную проповедь сами, перейдя по ссылке сюда: http://personal.inet.fi/atk/molari/saarnat4.htm#joulu).

Но цитирование таких фрагментов таких романов таких писателей, по мнению следователя, финским умам противопоказано, ибо смущает и в заблуждение вводит. И, несмотря на все вышеизложенное, - заключает Бак, - священник Молари не собирается рвать свои связи с Россией, о чем заявляет открыто и публично!..

Сейчас настоятелю Юхе Молари грозит отлучение от должности. Еще одной причиной этого является его участие в совместной демонстрации Движения «НАШИ» и «Ночного дозора», которая состоялась в Хельсинки в марте этого года. Он присоединился к демонстрантам в хельсинском порту, не сняв церковного облачения, и в этом же виде решился дать интервью телерепортерам. По словам Молари, им двигало желание узнать о проблемах прав человека в Эстонии из живого общения. В телеинтервью, которое было отснято прямо в порту Хельсинки, священник рассказал о том, что уже давно изучает ненависть и как черту человеческого характера, и как общественное явление. Его докторская диссертация также была посвящена психодинамике ненависти, именно поэтому он сам всегда на стороне мира и согласия.

Юха Молари не скрывает своего участия в демонстрации, собравшей вместе финские, эстонские и русские общественные организации с целью привлечь внимание к проблемам нарушения прав русского населения. В докладе следователя демонстрация «Наших» представлена как масштабное и даже грандиозное предприятие, хотя на самом деле на месте присутствовали представители пяти различных национальных организаций, пришедшие выразить свою поддержку русским жителям стран Балтии, лишенным права голоса из-за политики апартеида. Йорма Бак также неоднократно подчеркивает свое отрицательное отношение к защите русского населения и «слишком позитивным взглядам на Россию».

В день проведения демонстрации Софи Оксанен и Имби Пайю выпустили демо-версию книги «За всем стоял страх» (”Kaiken takana oli pelko”), красной нитью которой стала мысль о том, что все проживающие в Эстонии русские являются оккупантами. Соиздателями книги стала КАПО - тайная эстонская полиция. Примерно в это же время Про-Карелия провела презентацию латвийского пропагандистского кинофильма «Советская история» (”The Soviet Story”), который открыто обвиняет Советский Союз в начале второй мировой войны. И конечно же, все русские, живущие сейчас на территории Эстонии, Латвии и Литвы являются… догадайтесь кем? – правильно, оккупантами! А любая неприятность, случающаяся в России сейчас, есть расплата за оккупационные злодеяния в прошлом. Причем авторов картины не смущает тот факт, что материалы, использованные в качестве доказательств, зачастую сфальсифицированы, причем неумело и грубо.
Ситуации в Хельсинки и Тампере копируют друг друга. Вероятно, поэтому следователь Бак начинает свое расследование с мартовской демонстрации в Хельсинки, хотя Кари Сильвеннойнен и Вейкко Сакси подали свои жалобы на священника после апрельских событий в Тампере.

Интересующиеся могут прочесть весь доклад Йормы Бака в блоге Юхи Молари: http://juhamolari.blogspot.com/2009/09/lehdistotiedote-tutkinta-asiamiehen.html

У настоятеля Молари крепкая русско-финская семья: русская жена и двое «международных» сыновей. Обвиняя священника в избыточных симпатиях к России, его противники даже не задумываются о том, насколько их нападки близки к дискриминации.

ДИСКУССИЯ ВОКРУГ ВОЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ


Особое место в своем докладе следователь Бак отводит оправданию Ристо Рюти, пятого президента Финляндии, осужденного за преступления, совершенные с ходе второй мировой войны, и критикует священника Молари за то, что тот считает вынесенный Рюти приговор справедливым. Между тем решение суда до сих пор в силе. Расследование подобных инцидентов подчиняется закону о военных преступлениях, который входит в сферу действия конституции Финляндии и вступает в силу согласно установленному процессу. Мнение депутатов парламента на этот счет на редкость единодушно. В истории Финляндии это один из немногих законов, которым регулировались события, произошедшие до его принятия. Так, например, с помощью данного закона были освобождены так называемые «белофинны», осужденные за участие в гражданской войне 1918 года.

Итак, следователь Бак порицает Юху Молари за то, что тот в приватных текстах высказывался против планов возвращения Карельских земель Финляндии и критически высказывался о действиях военных преступников, в особенности именно Ристо Рюти. Впервые Ристо Рюти как политик стал известен тем, что во время гражданской войны 1917-1918 гг. запретил продовольственную помощь арестованным сторонникам левых партий, среди которых было множество простых рабочих. Уже тогда Рюти активно требовал введения смертной казни для социалистов и предлагал принять ”решительные меры ” по отношению к Советскому Союзу. 29 февраля 1940 года на собрании в хранилище Банка Финляндии Рюти, ставший к тому времени премьер-министром, заявил министру обороны Юхо Ниукканену о том, что окончание Зимней войны с Россией ”можно считать лишь временным перемирием”. Таким образом, мирный договор был для Рюти лишь лисьей уловкой, лицемерным маневром, о чем знали и присутствовавшие на совещании маршал Маннергейм и генерал Хайнрих.

Будучи уже президентом страны, 14 июня 1941 года Рюти принял решение о содействии плану Барбаросса, о чем на следующий же день известил гитлеровское правительство через генерал-лейтенанта Эриха Хайнриха. В военном архиве К.Й.Миккола имеется ряд документов, свидетельствующих о том, что 1 октября 1941 года в президентском дворце в Тамминиеми состоялся праздничный ужин, на котором присутствовали маршал Маннергейм, генерал-лейтенанта Хайнрих, министр обороны Рудольф Валден и президент Рюти. Торжество было посвящено успешному захвату Аанислинна, то есть Петрозаводска. Военные и политики были так уверены в победе, что праздновали ее заранее, поднимая бокалы с красным вином в честь активного наступления!

4 июня 1942 года Рюти впервые лично встретился с Гитлером, который посетил Финляндию с государственным визитом. Гитлер просто очаровал Рюти, произведя на него совершенно неизгладимое впечатление: ”Он [Гитлер] человек тонкой души и большого сердца, легкоранимый и благонамеренный”, – эту восторженную запись можно прочесть в дневнике Рюти, хранящемся в Государственном архиве Финляндии.

Выступая против позиции настоятеля Молари, Йорма Бак, – который помимо своих расследований является образованным юристом и активным политиком, членом Национальной коалиционной партии, – смело заявляет, что приговор, вынесенный Ристо Рюти после войны, является незаконным. Между тем решение суда еще никем не было отменено. В конец 2008 года в Верховный суд Финляндии поступил иск Кари Сильвеннойнена, требовавшего снять обвинения с преступников Второй мировой войны. Рассмотрев иск, суд ответил Сильвеннойнену отказом на основании необоснованности выдвинутых требований. Менее чем через полгода непримиримые борцы с Россией Кари Сильвеннойне и Вейкко Сакси подали на Юху Молари официальные жалобы, в связи с чем и завертелось расследование Йормы Бака, посланного разбираться в обстоятельствах духовным капитулом г. Эспоо.

Между тем в расследовании наблюдается целый ряд фактических ошибок. Одной из наиболее существенных, например, является подозрения в приписке выходных дней, чем якобы грешит священник. Йорма Бак перетасовывает события по собственному желанию, так что складывается впечатление, что настоятель Молари посещает Россию ”слишком часто”, сам себе назначая для этого свободные дни. На самом же деле единственное недоразумение было связано с зимним отпуском пастора, который пришелся на первую неделю января 2009 года. За полгода до этого настоятель представил духовному капитулу график своих свободных дней, который был одобрен без малейших проблем. К тому же график был вывешен на церковной доске объявлений, помещен в свободный доступ в Интернет и роздан всем сотрудникам церкви. Согласно графику, священник получил свободную неделю, которую провел в детском лыжном центре Юлляс в Лапландии, где не столько катался на лыжах, сколько бесплатно исполнял обязанности так называемого «горного священника». За эти семь дней он повенчал две молодые пары и отслужил четыре мессы. В 2008 году Юха Молари вообще не использовал своего отпуска, так что согласно законам Финляндии получил право на 38 свободных дней в течение следующего года.

Заключительной претензией следователя Бака к священнику стала журналистская деятельность Молари, который в качестве добровольного корреспондента пишет статьи на темы экономики и культуры и публикует их в достаточно популярных в России газетах. Поездки в Россию для настоятеля привычны и незатруднительны, – у него есть все что нужно: годовая виза и собственная машина. Дорога из Хельсинки до Петербурга занимает пять часов. Следующий «рейс» намечен на 20 октября: в этот день консульство Финляндии проводит конференцию, посвященную проблемам российской экономики. И хотя поездка отнимет еще один свободный день, священник Молари не жалеет об этом, поскольку на таких встречах завязываются исключительно интересные знакомства и плодотворные сотрудничества.

История настоятеля Юхи Молари вызвала широкий резонанс в российских СМИ: около полусотни изданий опубликовали статьи, посвященные жалобам, поданным на священника и начавшемуся следствию; крупнейшая газета России опубликовала два отчета; историческое общество «Память», одним из приоритетов которого является борьба с историческими подделками, также не осталось в стороне от событий. Ссылки по теме собраны здесь: http://juhamolari.blogspot.com/2009/09/suomalainen-media-suojelee.html

А в изданиях Финляндии царит тишина: ни финские журналисты, ни финская общественность по каким-то причинам не желают замечать травлю, развернутую против финского священника смелыми русофобами.

Дополнительные сведения:
Юха Молари, настоятель, GSM 0406841172
Улла-Майя Хальме, адвокат-асессор, тел. 09 8050 8839
Перевод с финского О.Пуссинен, olga.pussinen@gmail.com

2 kommenttia:

  1. Kannattaisiko kuitenkin vaihtaa lokakuu syyskuuksi tekstin alussa? Ei herättäisi hämmennystä niin paljon, ainakaan ensimmäisen kappaleen aikana.

    VastaaPoista
  2. Da, da...

    agitatio:
    provokatio->reaktio=>martyria
    ->provokatio defensis ->reaktio=>martyria et terror
    ->provokatio defensis
    ->reaktio officialis=> sanctiones

    VastaaPoista