Финн Юха Молари, политолог, общественный деятель,
прошедший путь от лютеранского священника к самосознанию себя российским
соотечественником и переходу в православную веру. О том, как это произошло, он
рассказал на страницах федерального еженедельника «Российские Вести».
«В октябре 2011 года я присоединился к Русской
Православной Церкви Московского Патриархата, в которой миллионы верующих не
игнорируют Священное Писание и Священное Предание. Это очень важное для меня
событие.
На мой взгляд, глобально говоря, Русская Православная
Церковь имеет божественную миссию в нашем мире, в то время когда западные
церкви уже очень глубоко игнорируют нормы, святые традиции и Библию. Я
чувствую, что Русская Православная Церковь является замечательной святой
общиной, потому что она верна Господу Иисусу, апостолам и к старым традициям
Церкви. Отмечу, что к Русской Православной Церкви принадлежат и мои дети.
Мой путь к Православию был долог. Началось с того, что
в течение долгого времени я наблюдал в финской Евангелическо-Лютеранской Церкви
глубоко атеистические и русофобские настроения. Как священнику уже с конца
1980-х годов мне пришлось столкнуться с растущей безнравственностью в
лютеранской церкви: она превращается в рассадник публичной клеветы и
запугивания.
В 1989 году, во время учебных дней Церкви для
повышения квалификации священников, наши учителя были очень саркастически
настроены против христианской веры. Я записал их лекции и опубликовал дневник
бесед и дискуссий. Мой дневник вызвал огромную дискуссию и, как следствие,
старообрядцы (от Лютеранской церкви) основали «Финский богословский институт»,
где я был членом совета института и провел лекции для студентов-теологов и
опубликовал несколько статей.
Когда 1992 году в центральной финской газете была
опубликована статья защитника гомосексуалистов с требованием поменять полностью
теологические установки церкви, я публично раскритиковал автора и его идеи.
После моего ответа в церковный офис стали приходить письма от некоторых лиц с
пожеланиями, чтобы меня выгнали из церкви. Со стороны финских геев начались
массовые атаки: они жаловались в духовный суд церкви, требуя моего увольнения.
Гей-организации не хотели идти на открытый диалог, а продолжали требовать
выгнать консервативного священника.
Тогдашний епископ Хельсинки, однако, придерживался
традиционных христианских взглядов. Но финские газеты оказали поддержку
гей-организациям. Заголовки газет кричали, как такой ужасный священник все еще
работает в церкви. Некоторые из ведущих финских политических лидеров
произносили суждения против меня. 2 апреля 1993 Лютеранской Церкви архиепископ
Иоанн Викстром выступал в интервью на радио и защищал гомосексуалистов, говоря,
что они не должны чувствовать себя греховными, каждый должен жить по-своему.
Неспособность взглянуть на этику теологически
возрастала из года в год в финской лютеранской церкви и других западных
церквях. В западном богословии, уже со времен Эрнеста Трельча (1865-1923,
немецкий протестантский богослов) «богословская инфляция» была усилена: Библия
стала считаться устаревшей, не применимой к современным условиям. В новом мире
уже будет не уместно говорить о грехе, о Божьем гневе, о жертве искупления и
Христе.
Отмечу, что Русская Православная Церковь имеет
реальную личную исповедь и прощение, когда, к сожалению, в лютеранской церкви
исповедь заменяется просто бессмысленными, расплывчатыми стихами или исчезает
совсем из практики богослужения.
Все больше и больше во время финского Рождества
выступления священников искажены финской воинствующей идеологией 1920-40-х
годов, и все меньше и меньше размышлений о святом рождении Иисуса. По-моему,
для финской лютеранской церкви неприемлемо поддержание дружеских отношений с
реваншистской организацией Про-Карелия, которая не признает решение Парижского
мирного договора и которая подавала жалобы против моего священнослужения весной
2009 года. Многие епископы даже принадлежат к этой организации.
В конце концов, церковные власти вынесли мне
официальное порицание, обвинив в том, что я слишком «русскомыслящий»,
аргументируя этот вывод в том числе и тем, что пять лет назад на проповеди я
привел пример из финальной сцены «Преступления и наказания» Достоевского, где
Раскольников побывал в церкви. Финские священники назвали это произведение
«малоизвестной книгой».
В апреле 2011 года мои отношения с Лютеранской
церковью накалились до предела. 6 апреля 2011 года российский телеканал «RT»
передал репортаж о деятельности «Кавказ-Центра» в Хельсинки, в котором звучал и
мой комментарий. В результате представители финской «общественности» подали на
меня заявление в полицию, которая однако не нашла в моих действиях состава
преступления. Но 14 апреля Лютеранский духовный суд признал, что теперь
достаточно мотиваций, чтобы отстранить от должности священника. В результате
оставшись без работы, я вынужден был обратиться за пособием по безработице, так
как не мог даже купить хлеба и молока. В этот момент я получил моральную
поддержку со стороны Русской Православной Церкви. И я принял православную веру.
Я как доктор богословия и как священник с большим
опытом работы в лютеранской церкви – сделал выводы: на Западе сейчас идет
антихристианская революция, но русское Православие особенное и уникальное.
Русская Православная Церковь поможет сохранить России и европейской цивилизации
свои духовные, нравственные, культурные ценности, которые достались из
прошлого».
Сегодня.ру Свидетельство о регистрации СМИ |
Портал русской общины Эстонии |
«Российские Вести», 21 - 27 января 2013 № (2) 2110 |
. . . . . . . .
Juha Molari Юха Молaри
GSM +358 40 684 1172; +358 44 275 8284
Venäjän ortodoksisen kirkon jäsen
Teologian tohtori, BBABlog http://juhamolari.blogspot.com/ ja VKontakte-profiili http://vk.com/id157941374
EMAIL juhamolari-ÄT-gmail.com (-at-= @)
СМИ и Юха Молaри (коллекция, Molari in Russian media): http://juhamolari.blogspot.com/2010/01/blog-post_23.html